Второе дыхание Урала. Экономическая безопасность России будет коваться за полярным кругом
В середине мая в судьбе проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» произошло важное событие. На рабочей группе подписан протокол о принятии проекта «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы «Урал промышленный - Урал Полярный» на 2010-2015 гг.». Первый этап геологоразведки, который завершается в этом году, получает свое логическое продолжение. Через несколько лет работа геологов трансформируется в качественный скачок уровня промышленного производства УрФО. Ведь после того, как заработают месторождения, которые сегодня разведываются и наносятся на карты, предприятия региона получат мощнейшую ресурсную базу - основу для осуществления инновационного технологического прорыва.
На Урале сегодня хронически не хватает сырья - более шестидесяти процентов марганца, половина хрома, а также все сто процентов энергетических углей регион импортирует, причем частично из-за границы. Транспортное плечо по отдельным видам сырья достигает трех тысяч километров, за границу уходят деньги, которые могли бы стать новыми инвестициями в российскую промышленность. При этом мы буквально ходим по золоту, хрому, углю, марганцу и железу - в недрах Приполярного и Полярного Урала ждут своего часа миллиарды тонн полезных ископаемых. Ситуация совершенно ненормальная, особенно если учесть, что на Урале производится десять процентов продукции российского машиностроения и сорок пять процентов черной металлургии, это стратегически важный (в том числе и для обороноспособности страны) регион.
Северные сокровища
Точные запасы северных недр пока выясняются, собственно на это и направлена подписанная на днях программа. Известны лишь примерные объемы полезных ископаемых, то есть прогнозные ресурсы, но даже они впечатляют. Более 12,9 млрд. тонн железных руд, 270 млн. тонн хромовых, 310 млн. тонн марганцевых, 9,3 млн. тонн меди, 100 млн. тонн фосфоритов, 17,5 млрд. тонн жизненно важного для региона угля и даже 308 тонн рудного золота - и это далеко не все. Стоит упомянуть и про месторождения баритов (13,6 млн. тонн), а также про десятки миллиардов кубометров газа и сотни миллионов тонн нефти, которые станут доступны при реализации проекта. «Урал промышленный - Урал Полярный» - глобальный и очень важный проект. По своему масштабу и значению он выходит далеко за региональные рамки и способен оказать кардинальное, очень позитивное воздействие на развитие ключевых отраслей промышленности, научной сферы, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение безопасности страны и ускорение социально-экономического развития России», - говорит директор Института геологии и геохимии им. А.Н. Заварицкого Уральского отделения РАН Виктор Коротеев.
Разведкой недр совместно занимается сразу несколько организаций, а главным координатором всех работ является Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского (ВИМС). Именно сюда стекается вся информация «с полей», здесь ее обрабатывают, систематизируют и анализируют. Пока что точных цифр не хватает - еще продолжается первый этап геологоразведки, и обработанной информации маловато. Но то, что уже точно известно, впечатляет. «На Полярном Урале утвержденные запасы полезных ископаемых составляют: железо - 75 млн. тонн, бурый уголь - 1,2 млрд. тонн, хромиты - 6 млн. тонн. Это не так уж много, но сейчас ведется дальнейшее изучение региона, в ходе которого объемы запасов могут значительно вырасти. К сожалению, сейчас назвать точную цифру не представляется возможным, так как прогнозные данные пока что находятся в работе. Но надо отметить, что добыча утвержденных запасов вполне рентабельна, при условии что будет построена дорожная инфраструктура», - рассказывает гендиректор ВИМС Григорий Машковцев.
Кто, если не мы?
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» проекту «Урал промышленный - Урал Полярный» уделяется особое внимание. И не только потому, что уральская промышленность получит недостающие ресурсы, освоение месторождений и строительство инфраструктуры даст мощный импульс развитию всего приполярного региона. Одной из важнейших составляющих проекта станет строительство сети электростанций суммарной мощностью более 2500 МВт, а ведь именно отсутствие энергетической базы существенно сдерживает освоение этих земель. Электричества не хватает нефтяникам и газовикам, лесопромышленникам и транспортникам. И, естественно, горнопромышленникам. И когда этот дефицит будет ликвидирован, появится возможность сделать Приполярье новой опорой российской экономики.
Железная дорога вдоль Уральского хребта и Северный морской путь свяжут регион с Большой землей, вернее, он уже станет ее частью. И тогда никто из зарубежных политиков уже не станет говорить, что «русские сами не разрабатывают и другим не дают». Да, к сожалению, на наши недра сегодня есть немало претендентов, поэтому промедление сегодня смерти подобно - либо мы начинаем активно работать по проекту, либо это тем или иным способом кто-то сделает за нас.
К тому же политическая обстановка вокруг России сейчас весьма неблагоприятна, а это может напрямую отразиться на национальной промышленности, а по индукции - и на обороноспособности нашей Родины. Вот всего несколько цифр, которые объясняют все. Потребность промышленного Урала в марганцевом сырье составляет около 1700 тыс. тонн ежегодно. При этом собственная добыча не превышает 100 тыс. тонн, а весь дефицит восполняется за счет импорта с Украины, Грузии и Казахстана. Действующие железорудные месторождения Урала покрывают лишь 35 процентов спроса, и еще около 30 процентов потребности «закрывается» за счет импорта из Украины и Казахстана. Из одного миллиона тонн хромосодержащей руды собственная добыча не превышает 450 тыс. тонн, остальное нам поставляет Казахстан. Из этого же государства на Урал ежегодно завозится около 22 млн. тонн экибастузских углей.
Украина и Грузия проводят откровенно антироссийскую политику, правда, на экономике это пока не отражается - если разорвать связи с российскими компаниями, их промышленность просто мгновенно обанкротится. Казахстан занимает дружественную, хотя и достаточно независимую позицию, но что будет завтра - никто не может предсказать. Кто может исключить такой поворот, когда за определенную «мзду» грузинские или украинские компании откажутся поставлять руду на Урал? Да и вообще, даже если забыть про национальную безопасность, зависимость от импорта губительна для любой экономики, история знает немало примеров того, как подобные общества терпели крах. «Проект «Урал промышленный - Урал Полярный» сочетает в себе как общенациональные, так и региональные аспекты развития. Прежде всего, можно говорить о функции импортозамещения. Ведь, как известно, сегодня весь уголь, необходимый для промышленности, поступает на Урал из Казахстана, из Экибастузского угольного бассейна. А зависимость в топливном плане от другого государства - не самый лучший вариант, учитывая важность для страны уральских металлургических предприятий», - говорит руководитель комиссии по вопросам регионального развития Общественной палаты России Вячеслав Глазычев.
Новые горизонты
Строительство транспортной и иной инфраструктуры в рамках проекта «Урал промышленный - Урал Полярный» обойдется примерно в 200 млрд. рублей - деньги очень большие. Однако результат этих вложений будет еще более грандиозным, прямой макроэкономический эффект за период 2007-2020 г. должен составить не менее 3,1 трлн. рублей. Но итоговые цифры будут гораздо больше - косвенный макроэкономический эффект за тот же период составит еще 3,9 трлн. рублей, таким образом, Россия «вырастет» на 7 трлн. рублей. Или даже больше, ведь просчитано еще далеки не все.
Например, заготовка древесины в УрФО вырастет в полтора раза по сравнению с существующим уровнем, а параллельно с этим начнется и развитие деревообработки. Ведь торговать «кругляком» сегодня никто не собирается, а стоимость продукта глубокой переработки в разы выше цены начального сырья. Не обойдет проект стороной и сельское хозяйство, полярные фосфориты станут основой для создания современной базы минеральных удобрений УрФО. А это увеличение урожаев, рост зарплат на селе, укрепление продовольственной безопасности, улучшение социальной обстановки и многое другое.
Причем только в скупых цифрах весь размах этого проекта не описать, русское Приполярье в буквальном смысле просыпается, все поняли, что грядут иные времена. «Можно смело утверждать, что проект «Урал промышленный - Урал Полярный» разбудил наше российское общество, дал многим людям, целым производственным и научным коллективам мощный импульс к созидательной и по-настоящему творческой работе», - считает Виктор Коротеев.
Тысячи новых рабочих мест на промышленных объектах плюс еще тысячи в сопутствующих производствах, малом и среднем бизнесе - суммарно «Урал промышленный -Урал Полярный» даст работу уже десяткам тысяч россиян. Для этого региона, где сегодня с трудоустройством граждан большие проблемы, реализация проекта - просто спасение. «Развитие Полярного Урала это шанс для населения приполярных городов, таких как Салехард или Ухта. Развитие производства и появление большого числа рабочих мест, а также создание дорожной сети позволит поднять уровень жизни в этих местах», - подчеркнул Вячеслав Глазычев.
Нельзя сказать, что все работы по проекту сегодня идут гладко, как на бумаге. Проблем хватает, как объективных, так и субъективных. Например, геологам в Приполярье работать очень сложно. «Выяснилось, что природные условия проведения поисков (доступность месторождений для прежних поисковых технологий) здесь существенно сложнее. Сказывается широкое распространение многолетней («вечной») мерзлоты, древних ледниковых отложений, залегающей местами даже на выположенных водораздельных пространствах. Это значительно затрудняет обнаружение месторождений полезных ископаемых при помощи традиционных технологий», - отметил начальник лаборатории геолого-поисковых систем ФГУНПП «Аэрогеология» Владимир Цыганов. Однако геологи не сдаются, ищут новые методики, совершенствуют свои знания и инструментарий. Эти трудности вполне преодолимы, более того, они стимулируют развитие отечественной науки и технологий.
А вот отсутствие финансов у многих организаций, вовлеченных в проект, - это уже более серьезно. Сегодня, когда в экономике России продолжаются процессы, связанные с мировым финансовым кризисом, многие предприятия остались без средств. Кто-то в этой ситуации опускает руки, но выход всегда можно найти. Участие в проекте «Урал промышленный - Урал Полярный» уже в самом ближайшем будущем сулит невероятные дивиденды, поэтому недостаток финансирования можно просто компенсировать привлечением инвесторов. Такие примеры уже есть, и постепенно эта практика становится нормой. Ведь сегодня как в среде предпринимателей, так и во всем российском обществе в целом растет понимание того, что сулит будущему нашей страны этот проект. Кстати, ничего подобного по масштабам не было даже во времена СССР, когда на нашу страну с удивлением смотрел весь мир.
«Известия», - Федеральный выпуск, №91/27862
[http://www.yamal.org/theme/4552-2009-05-29-05-00-29.html]