"Весна" на рынке IPO - инвесторам будет из чего выбрать
Ведущие аналитики фондового рынка еще в прошлом году заговорили о возможном буме первичных размещений акций в 2010 году. Обвал мировых площадок, а также высокая волатильность, которая не позволяла провести качественную оценку активов, "отменили" планы многих компаний по размещению своих бумаг на биржах в течение последних двух лет. В условиях стагнирующей экономики и недостатка ликвидности главной проблемой для компаний стали реструктуризация задолженности и привлечение долгосрочных инвестиций. Для решения текущих проблем, сохранения бизнеса или его дальнейшего развития компаниями чаще рассматривались возможности продажи долей стратегическим инвесторам, сделки по слиянию и поглощению. Хоть эти методы и несут определенные риски, но приносят гарантированные инвестиции, в то время как IPO является достаточно дорогой и сложной процедурой, а его результаты сложно предсказать.
Стоит также учитывать, рынок IPO во многом зависит от инвестиционного климата. Так, в 2008 году многие компании откладывали выход на биржи не только из-за неблагоприятной конъюнктуры, но и под впечатлением влияния критики премьер-министра Владимира Путина в адрес "Мечела", после чего капитализация компании сократилась в два раза, а российские индексы за три торговых дня потеряли более 8%. А западные инвесторы и без того всегда с опаской относились к российскому рынку, не имея полной ясности относительно соблюдении прав акционеров в стране.
Рынки готовы?
Российские финансовые власти заявили о том, что экономика страны начала выходить из рецессии в третьем квартале 2009 года. По последним прогнозам Минэкономразвития, рост ВВП РФ в текущем году составит 3-3,5%, но это консервативная оценка. По более реальным прогнозам, озвученным финансовыми властями, экономика вырастет на 4-4,5%. Признаки восстановления экономики не столь очевидны для участников рынка, однако сдержанные настроения инвесторов сменились позитивом - эта тенденция получила яркое выражение в темпах роста рынков. Так, если в 2008 году ключевые показатели российского рынка акций - индексы ММВБ и РТС - упали на 67,2% и 72,4%, то в 2009 году они показали рост на 121% и 129% соответственно. В прошлом году российский рынок стал одним из самых быстрорастущих в мире. Компании хотят успеть использовать восстановление фондовых площадок. Как отмечают эксперты, в 2010 году перспективы роста уже ограничены, и поэтому "инвесторы будут искать новые идеи". "А IPO - это всегда новая идея, если только размещение не проходит по завышенной оценке. Конечно, "неприлично дорого" продать мало что удастся (разве что не появится какой-либо новой экзотичной компании, наподобие "Института стволовых клеток"), но я не думаю, что столь же успешные IPO, которые прошли до кризиса (такие как ВТБ) будут в принципе возможны в ближайшие годы", - считает Денис Барабанов, начальник аналитического отдела ИК "Грандис Капитал". По мнению эксперта, российский рынок становится более зрелым, аппетит на риски в мире угас, "не факт, что Россия в будущем будет пользоваться такой же популярностью у глобальных инвесторов". Поэтому аналитик полагает, что сейчас вполне удачное время для размещения: "IPO - способ получить средства на дальнейшее развитие, а сейчас в экономике подходящие условия для роста".
Список компаний, намеревающихся воспользоваться неплохой ситуацией на рынке, довольно внушительный. По мнению Алексея Курасова, руководителя управления корпоративных финансов ИК "ФИНАМ", среди размещений инфраструктурных компаний интересным может быть IPO "Совкомфлота" - одной из крупнейших танкерных компаний в мире, которая занимается перевозками нефти и нефтепродуктов, сжиженного газа. В этом секторе также можно выделить давно ожидаемые IPO "дочек" РЖД - "Первую грузовую компанию" и "Трансконтейнер". В горнодобывающем сегменте инвесторам следует обратить внимание на одну из самых эффективных золотодобывающих компаний в мире - "Высочайший", а также на "СУЭК" - крупнейшей угольной компании РФ. Особенно любопытными будут размещения технологичных компаний: Yota - крупнейший оператор wimax в РФ, консалтинговая компания IBS - один из лидеров IT-рынка в стране, "Касперский" - крупнейший российских разработчик антивирусных программ мирового уровня. Из предстоящих размещений в химическом секторе Алексей Курасов отмечает "СИБУР" - крупнейший нефтехимический холдинг России. Кроме того, в данном сегменте ожидается уже давно планировавшееся размещение акций "Уралхима".
IPO во имя долгов
Многие компании, заговорившие сейчас об IPO, вынашивали эту идею довольно долго. И путь от слов к делу, действительно, бывает довольно долгим. Так, ОК "РУСАЛ", разместившая свои акции в январе на Гонконгской бирже, заявляла о намерении выйти на IPO еще в 2006 году, когда была зарегистрирована UC Rusal, объединившая заводы "РУСАЛа", СУАЛа и Glencore. В итоге выход компании на биржи был признан аналитиками в целом успешным, однако этому во многом способствовала поддержка государства. При этом акции "РУСАЛа" после размещения на гонконгской бирже в январе упали на 26%, а все привлеченные средства пошли на погашение долгов. "Можно предположить, что банки-кредиторы, которые пошли на реструктуризацию долгов, сами подталкивают своих клиентов на размещение акций, так как в настоящий момент это фактически единственная возможность получить обратно выданные ранее кредиты", - говорит Михаил Армяков, руководитель аналитического департамента ООО "Совлинк". Кроме того, по мнению г-на Армякова, в некоторых случаях речь может идти не о задолженности компании-эмитента, а "о желании контролирующего акционера использовать часть собственного пакета для погашения собственных долгов, либо долгов, образовавшихся в других бизнесах этого собственника". Другими словами, основной мотив большинства размещений - это снижение долговой нагрузки в том или ином виде.
Большую часть компаний, которые сейчас озабочены планами IPO, объединяет одно обстоятельство: они более других потеряли в выручке и рентабельности в период кризиса, - считает Евгений Дорофеев, начальник отдела портфельного анализа Банка "Петрокоммерц". Наибольшую активность в этом процессе эксперт отмечает в потребсекторе, машиностроении, металлургии. "Доступ к капиталам на протяжении нескольких последних кварталов для них был не просто дорог, а абсолютно закрыт. По мере же восстановления рынков капитала, доступной для инвестирования банковской ликвидности, а как следствие - роста аппетита инвесторов к риску - этот "отложенный спрос" на инвестиции стал реализовываться", - поясняет г-н Дорофеев.
В целом, круг компаний, готовящихся стать публичными, расширяется. Российский рынок все больше дифференцируется. "Собственно, планы компаний провести именно публичное размещение "подкрепляются" несколькими факторами: интерес к новым компаниям и секторам, надежда на сохранение притока капитала иностранных инвесторов", - говорит Денис Барабанов. По его мнению, особым спросом у нерезидентов будут пользоваться сырьевые компании, "так как Россия у них ассоциируется, в основном, с этим сектором, а на рынке сырья сейчас очередной бум". Местным же игрокам будут интересны размещения компаний тех секторов, которые слабо представлены на российских биржах и которые завязаны на ожидаемый рост экономики. "То есть это те же "Русагро", "Профмедиа", "Русское море"", - отмечает эксперт. "Не стоит также забывать и об "отложенном спросе" на выход к ликвидности и нынешних собственников этих компаний - так, в большинстве из перечисленных компаний нынешние собственники планируют выставить на IPO часть принадлежащих им акций и сократить свои доли в компании", - добавляет Евгений Дорофеев.
Эксперты отмечают, что на рынок могут пойти и те компании, которые с минимальным ущербом пережили кризис и видят для себя в посткризисной реальности перспективы быстрого развития. По оценкам Минэкономразвития, кроме улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, важным внутренним фактором оживления российской экономики стал рост розничной торговли. Таким образом, вполне логично, что ожидаемый бум IPO может начаться именно с компаний потребсектора. Кроме того, на фоне благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков этот год является очень удачным для публичного размещения бумаг металлургических компаний.
"Аппетитный" ритейл
Ритейл в последнее время находится в центре внимания и властей, и инвесторов. Принятие закона "О торговле" усиливает конкуренцию в секторе, что, в свою очередь, заставляет компании все больше думать о каких-либо имиджевых шагах, а также о привлечении средств для "захвата" большей доли рынка. IPO в таком случае может помочь компаниям "убить двух зайцев". "Если говорить о компаниях потребсектора (особенно торговли и производства брендованных продуктов питания), то в условиях, когда развитие нового цикла роста потребительского спроса уже не вызывает сомнения, то здесь IPO - еще и способ добиться более-менее объективного позиционирования своего бизнеса на фоне уже довольно большого числа близких публичных конкурентов", - комментирует Евгений Дорофеев. По мнению эксперта, компании могут рассчитывать на активизацию внимания со стороны крупных международных инвестиционных фондов, - с их сохраняющимся спросом на российский потребсектор и, соответственно, с возможным в относительно скором будущем выходом российских эмитентов уже на крупное размещение своих активов у стратегических инвесторов. "Возможно, именно надежда на относительно скорое доразмещение акций с более высокой оценкой бизнеса и объясняет тот факт, что многие из российских компаний, планирующих в этом году IPO, ориентируются на продажу довольно небольших пакетов акций - до 10-15%", - заключает аналитик.
Одной из первых компаний потребсектора свои акции на рынке может предложить ГК "Русское море", производитель и поставщик рыбы и морепродуктов. ГК планирует провести IPO на российской площадке, чтобы привлечь около $200 млн. Также продать акции на бирже намеревается фармхолдинг "Протек". Стоит отметить, что российский фармрынок чувствовал себя в кризис достаточно неплохо. По данным исследования DSM Group, в 2009 году объем российского фармацевтического рынка составил 538 млрд рублей в ценах конечного потребления, что на 18% больше, чем годом ранее. Это создает благоприятный фон для выхода компаний сектора на IPO.
Много разговоров было о возможном IPO розничной сети ГК "Виктория", которая входит в первую десятку российских продуктовых ритейлеров. Однако компания, по последней информации, возможно, предпочтет как раз частное размещение акций среди институциональных инвесторов. "Это доказывает, что в настоящее время компании не рассматривают IPO/SPO как самоцель, расценивая его только как один из способов размещения собственности, - что и является фокусом проблемы", - отмечает г-н Дорофеев.
К интересным идеям аналитики относят планируемое в мае этого года размещение на российских площадках акций одного из крупнейших российских агрохолдингов - "Русагро" сенатора Вадима Мошковича. Холдинг, по различным оценкам, может привлечь на бирже около $250-300 млн.
Металлурги "ловят волну"
Удачное размещение "РУСАЛа" в Гонконге (а компании все же удалось продать акции ближе к верхней границе ценового диапазона) стало сигналом для многих российских горно-металлургических компаний, планировавших выход на биржу еще до кризиса. При этом, по слухам, Олег Дерипаска не собирается останавливаться и готовит несколько своих бизнесов к IPO. Так, стать публичной может еще одна компания сектора - ГК "Союзметаллресурс" (входит в "Базовый элемент"), крупнейший производитель ферромолибдена в России, по сообщениям СМИ, планирует привлечь в ходе IPO в Гонконге $200 млн во втором квартале 2010 года. Кроме того, компания "Евросибэнерго", консолидировавшая энергоактивы Олега Дерипаски в 2009 году, также рассматривает возможность выхода на биржи.
В первой половине 2010 года готовится провести IPO подконтрольный Алишеру Усманову "Металлоинвест". Как и в случае с алюминием, цены на железную руду сейчас находятся на высоких уровнях, которые поддерживаются спросом со стороны китайских потребителей. По мнению Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент", интерес к акциям "Металлоинвеста" могут проявить не только традиционные западные инвесторы, но и ближневосточные инвесторы. Ольга Митрофанова, аналитик ИФД "КапиталЪ" считает, что для холдинга выход на биржу является оптимальным решением проблемы рефинансирования долга - привлечение новых кредитов видится достаточно проблематичным.
Возможность IPO своих золотодобывающих активов в связи благоприятной динамикой цен на золото рассматривает "Северсталь". И в этом случае аналитики считают проведение IPO хорошей альтернативой для компании в плане привлечения средств для погашения долга компании и дальнейшего развития бизнеса. Состояние рынков золота возвращает к планам по SPO "Полюс Золото", которое планировалось осенью 2009 года. Тогда основные акционеры компании - группа "Онэксим" Михаила Прохорова и Nafta Moskva Сулеймана Керимова - планировали продать по 2,5% акций, но столкнулись недостаточным спросом со стороны инвесторов. Сейчас менеджмент компании считает вероятным размещение бумаг осенью этого года.
Цена успеха
Эксперты ожидают возвращения количества сделок по первичному размещению акций российскими компаниями в 2010 году к докризисным уровням. Однако добиться рекордных объемов, которые были достигнуты российскими компаниями в 2007 году (по данным ММВБ, общий объем IPO/SPO на отечественных и зарубежных площадках около $47 млрд), будет сложно. При сохранении благоприятной конъюнктуры рынков, успех будущих размещений будет зависеть в основном от предлагаемой цены. К примеру, как отмечает Михаил Армяков, повторить удачное размещение "РУСАЛа", который был оценен дороже своих конкурентов в алюминиевом бизнесе, будет крайне сложно. Пример "РУСАЛа" поднимает планку для всех остальных российских компаний, которым теперь, вероятно, придется убеждать инвесторов, что покупка их акций будет удачной сделкой.
Инвесторами могут выступить, прежде всего, инвестиционные фонды, которые постепенно наполняются деньгами, согласно данным EPFR, считает г-н Армяков. "Однако спросом будут пользоваться только такие размещения, где будет четко показано, как это предприятие планирует работать в текущих непростых экономических условиях, и если оценка стоимости предприятия, то есть стоимость предлагаемых к продаже акций, не является запредельной, а дает определенный потенциал роста", - резюмирует эксперт.
Таким образом, 2010 год может принести немало интересных размещений. При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что инвесторы должны с осторожностью относиться к наступающей волне IPO. Неясно пока и какие компании не ограничатся разговорами о размещении акций и реально дойдут до биржи. Вероятно, более уверенными в своих планах все же будут представители тех секторов, которые первыми оживают после кризиса. В любом случае, несмотря на бурный рост фондовых площадок и радужные заявления властей о восстановлении экономики, выходя на рынок, бизнесы должны будут доказать свою состоятельность и уверенность в перспективах роста.