16.09.2008 - Решение по поводу снижения НДС до 12% будет принято до конца сентября
Москва. 16 сентября. ИНТЕРФАКС - Окончательное решение властей по поводу возможного снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 12% будет принято до конца сентября, сказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин, сославшись на заявление, сделанное президентом РФ Дмитрием Медведевым в понедельник на встрече с бизнес-сообществом. "Медведев сказал: точку ставить пора. Сказал когда, но не сказал как", - сказал А.Шохин. А.Шохин подчеркнул, что РСПП будет добиваться снижения НДС, хотя готов обсуждать другие возможные варианты: "Мы НДС не сдадим до последнего, потому что это единственный способ получить альтернативу. Ничего другого, сопоставимого (со снижением НДС до 12% - ИФ) по стимулирующему влиянию на диверсификацию экономики, нет. Мы говорим: положите на стол меры, сопоставимые по влиянию со снижением НДС, но их нет". "Мы рассматриваем налоговую систему как стимулирующую, ни о какой нейтральной - как говорил министр финансов - речь не идет. Минфин рассматривает ситуацию только в одной версии - в версии выпадающих доходов, на то он и Минфин", - сказал глава РСПП, отметив, что Минэкономразвития рассматривает ситуацию и с точки зрения влияния на рост ВВП, к которому до 2020 года снижение НДС добавит 5-7 процентных пунктов. По его мнению, негативные последствия для инфляции от снижения НДС до 12% сильно преувеличены, а отрицательный эффект будет компенсирован расширением налоговой базы: "Снижение налога не автоматически приведет к росту инфляции, так как оно не автоматически приводит к снижению поступлений в бюджет. Если даже 50% высвобожденных от снижения НДС средств будет инвестировано, это уже будет очень серьезное повышение налоговой базы". "При нынешней системе налогообложения ни одна из целей концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года не решается", - заметил глава РСПП. Он отметил, что Минфин в противовес идее снижения НДС выдвинул предложение о повышении ЕСН. "Раньше мы думали, что есть только две возможности: снижать НДС и не снижать НДС, сейчас появилась третья опция -повышение налога. Бизнес загоняют в ситуацию: да ладно, оставьте все как есть. Повышение идет через плоскость ЕСН", - сказал А.Шохин. По его мнению, возможный рост ЕСН должен быть компенсирован адекватным снижением других налогов: "Если вы повышаете налоги, а для экономики это именно повышение, так как эффективная ставка на 5-6% ниже, тогда нужно компенсировать в другом". РСПП в понедельник распространил свои замечания и предложения по проекту бюджетной стратегии РФ до 2023 года, в которых поддержал идею снижения НДС, а для решения пенсионных проблем предложил передать в управление ПФР деньги госкорпораций. В документе РСПП говорится, что для компенсации снижения бюджетных доходов из-за сокращения веса нефтегазового сектора в экономике, за счет перерабатывающих секторов необходим "взрывной" рост инвестиций, который без реализации комплекса стимулов, не ограничивающихся снижением НДС, невозможен. Отдельным вопросом является отказ от снижения НДС либо необходимость его компенсации за счет увеличения других налогов. РСПП не отрицает возможности сокращения налоговых поступлений в 2009 году при снижении НДС до 12%, но отмечает, что делать на основании таких расчетов выводы о нецелесообразности снижения налога нельзя. В РСПП уверены, что предприниматели планируют направить высвободившиеся средства на капитальные вложения. "Рост производства как итог увеличения инвестиций позволит минимизировать в среднесрочной перспективе бюджетные потери, а в дальнейшем существенно увеличить поступления по прочим налогам", - говорится в замечаниях союза. В документе РСПП отмечается, что решение проблемы сбалансированности пенсионной системы в бюджетной стратегии предлагается обеспечить исключительно за счет увеличения налоговой нагрузки и на работника, и на работодателя. РСПП полагает, что одним из наиболее эффективных механизмов решения этой задачи может стать передача Пенсионному фонду в управление активов, принадлежащих государству, в том числе активов госкорпораций. Такая целевая "приватизация" позволит решить задачу обеспечения стабильности поступления финансовых средств в инвестиционную систему в долгосрочной перспективе и позволит отказаться от реализации на практике повышения налогов. При этом в случае критической нехватки средств в пенсионной системе часть активов может быть продана. Кроме того, у РСПП вызывает серьезные опасения попытка увеличить фактическую налоговую нагрузку на бизнес в части ЕСН. Эксперты РСПП считают, что применение предложенной Минфином регрессивной шкалы приведет к тому, что в основном нагрузка возрастет для компаний, привлекающих молодых и высококвалифицированных сотрудников, а также для сельхозпроизводителей и малого бизнеса. РСПП предупреждает, что установление ставки ЕСН на чрезмерно высоком уровне побуждает работодателей выводить часть выплат из расходов на оплату труда, используя различные "серые" схемы. РСПП категорически против изменения ставки ЕСН без одновременного пересмотра расходов, финансируемых из этого целевого источника. В частности, союз выражает обеспокоенность увеличением расходов внебюджетных фондов по государственным социальным обязательствам, которые не носят страховой характер, не связаны с возмещением утраченного работниками заработка, но имеют в качестве источника ЕСН. Предложения о фактическом увеличении ставки ЕСН союз рассматривает как попытку переложить уже принятые и принимаемые государством бюджетные социальные обязательства на работодателей и работников. Что касается предложения о введении взносов, уплачиваемых работниками по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты, то оно прямо противоречит обсуждавшемуся ранее предложению о стимулировании добровольных пенсионных взносов, отмечает РСПП. Фактически речь идет об увеличении налога на доходы, что в комплексе с увеличением налоговых платежей по ЕСН (вне зависимости от того, являются ли платежи налогом или обязательным страховым взносом) будет стимулировать уход заработной платы "в тень", считает РСПП. В целом введение предлагаемых Минфином мер, по расчетам РСПП, приведет к росту расходов работодателей на 1,1 трлн рублей по сравнению с действующими ставками ЕСН, или более чем на 40%, и на 0,6 трлн рублей по ставкам, действовавшим до 2005 года, или на 20%. В результате реализации предложений эффективная ставка ЕСН не достигнет уровня 2005 года, как заявляют авторы предложений, а превысит ее значение на 2,5-3,5 п.п. Снизить НДС до 12% предлагает Минэкономразвития. По расчетам Минфина, снижение НДС до 12% с 2010 года приведет к увеличению инфляции на 3,8 п.п. в этот год. Затем инфляционный эффект будет снижаться в течение нескольких лет до 0,3 п.п., но за 15 лет накопленная инфляция может составить 13-15%. Снижение НДС, по мнению Минфина, не только приведет к выпадающим доходам бюджета, но и не выполнит свою главную задачу - стимулирование экономического роста. Расчеты Минэкономразвития по концепции до 2020 года предполагают в результате снижения НДС дополнительный экономический рост 0,3-0,4% в год в течение ближайших двух-трех лет. Но Минфин считает, что Минэкономразвития не учитывает в этом расчете повышение инфляции, снижение стимулов для сбережений. По предварительной оценке Минфина, если с 2010 года снизить НДС до 12%, уже с 2015 года налог нужно будет поднимать вновь до 18%, возможно, до 19-20%. Фонд национального благосостояния к этому времени будет исчерпан.